Более половины (67%) зарегистрированных в 2024 году препаратов для государственного сегмента – российские. Все больше отечественных фармкомпаний интересуется долгосрочными инновационными проектами. Однако цена инноваций и сырьевые ограничения пока остаются барьером для многих. Об этом говорили эксперты на 32-м Российском фармацевтическом форуме имени Семашко. Вывод на рынок новых препаратов для госсегмента в прошлом году ознаменовался ростом со стороны российских фармкомпаний: 67% заняли российские препараты и 37% — международные, сообщила Анастасия Круглова, генеральный менеджер компании IQVIA. Участники дискуссии лидеров фармрынка отметили, что биотехнологические препараты сегодня вызывают больший интерес у российских игроков рынка, но вывод таких сложных продуктов обходится компаниям в сотни миллионов, а иногда и миллиардов рублей. Источники финансирования могут быть разными: программы оптимизации внутри компании, IPO и прочие. В компании «Петровакс Фарм» нашли свой подход. «Мы инвестируем всю прибыль от ритейл продаж в биотех препараты, которые позволяют спасать жизни людей, – подчеркнул Кроме того, расходы на вывод инноваций можно снизить путем сотрудничества с восточными фармкомпаниями. Например, в 2024 году «Петровакс Фарм» вывел на рынок онкопрепарат камрелизумаб с уникальными показаниями благодаря партнерству с ведущей фармкомпанией из Китая. Эксперт обратил внимание на то, что российская фарминдустрия делает оригинальные продукты не хуже, чем западные инноваторы, которые зачастую не сами разрабатывают инновационные молекулы, а покупают свои блокбастеры у небольших биотехнологических компаний. По мнению главы «Петровакс Фарм», на рынке в ближайшие годы будет все больше новых лончей в биотех направлении. Помимо цены инноваций на пути к импортозамещению компании сталкиваются и с другими барьерами. Среди них поиск локальных производителей субстанций, вспомогательных элементов, включая упаковочные материалы, средств доставки и прочего, считают эксперты. Кроме того, вывод на российский рынок и импортозамещение инновационных препаратов все еще сопряжены с рядом трудностей несмотря на «национальный режим», применяющийся при закупке лекарственных средств. «Для российских фармкомпаний более остро стоит вопрос объема производства и продаж, который не решается с помощью экспорта, как у международных производителей», - заметил Кирилл Данишевский, вице-президент по коммуникациям компании «Петровакс Фарм». – «Мы вывели на рынок несколько препаратов для орфанных нозологий, в которых пациентов не так много, и столкнулись с тем, что невозможно обеспечить пациентов просто в рамках 44-ФЗ, так как врачебные комиссии назначают зарубежный дорогостоящий препарат». Эксперты считают необходимым более внимательно относиться к регулированию этого вопроса, не ущемляя при этом прав и ответственности врача, а также включать в клинические рекомендации отечественные препараты в первой линии терапии при условии их высокого качества и объемов производства, достаточных для обеспечения потребностей пациентов. Несмотря на все препятствия отечественные фармкомпании стремятся увеличить долю локально произведенных препаратов. Это не только отвечает задачам государства по обеспечению лекарственной безопасности, но и способствует развитию экспорта. Участники дискуссии выразили мнение, что инвестиции в сложные инновационные продукты – важное условие для развития экспортного потенциала российской фарминдустрии. |